СО РАН: Алтайская принцесса Кадын болела раком

Барнаул
17:12 9 Октября 2014
Автор: Sibnovosti.ru

Алтайская принцесса Кадын, найденная на плато Укок, была больна раком, пишет «Интерфакс-Сибирь».

К таким выводам пришли ученые СО РАН, проведя томографические исследования мумии. Полные данные впервые представлены в публикациях журнала СО РАН «Наука из первых рук».

«Результаты исследований свидетельствуют о наличии у погребенной женщины тяжелой патологии, которая могла стать причиной смерти. Кроме того, были обнаружены явные признаки серьезной прижизненной травмы, которая, однако, не привела к немедленной смерти», - считают ученые.

В детском или юношеском возрасте женщина, похороненная на Укоке, переболела остеомиелитом, причинами возникновения которого стали неблагоприятные условия жизни и травмы.

«Когда ей было немного за двадцать, ее настигло другое заболевание - рак груди, мучительно уничтожавший ее в течение последних пяти-семи лет. На свою последнюю зимовку на Укок в октябре она приехала уже больной: говоря современным языком, у нее диагностирована четвертая стадия рака молочной железы», - отмечают исследователи.

Ученые предполагают, что за 3-5 месяцев до смерти принцесса Укока упала с лошади и получила тяжелые травмы. По их мнению, падение пришлось на правую сторону: пострадали правый висок, правое плечо и правый тазобедренный сустав. Во время падения правая рука не пострадала, так как была прижата к туловищу. Скорее всего, к этому времени рука уже бездействовала, о чем свидетельствует патологическое изменение ее тканей.

Однако от черепно-мозговой травмы она не умерла, а прожила еще несколько месяцев, все это время она была прикована к постели.

Напомним, что алтайская принцесса была найдена новосибирскими археологами в 1993 году на плато Укок в Республике Алтай. Мумию реставрировали ученые лаборатории при мавзолее Ленина. До сентября 2012 года мумия находилась в музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске. 20 сентября 2012 года она была перевезена на хранение в реконструированный Национальный музей Республики Алтай. Сейчас идут оживленные споры о перезахоронении принцессы, которые начались практически сразу после ее обнаружения.

Новости Барнаула: СФУ поднялся в Национальном рейтинге университетов