Алтайские археологи нашли скелет скифского воина

В Советском районе Алтайского края прошла археологическая экспедиция представителей Барнаульского юридического института и научно-исследовательского института гуманитарных исследований при Алтайском государственном университете. Об этом сообщает Официальный сайт Алтайского края.

На окраине села Красный Яр в 20-е годы ХХ века археологи обнаружили курганный могильник скифской эпохи (VI-V века до нашей эры). В период освоения целинных земель насыпи курганов распахали, они стали практически незаметны. Экспедицию организовали для сохранения исторического наследия.

Исследовали 182 квадратных метра площади. Обнаружили два кургана. В одном захоронение скифского воина с конем. Помимо останков в погребении находился боевой пояс древнего скифа. На территории Алтайского края известно пять-шесть подобных находок. Нашли бронзовый чекан, скифский меч, мелкие фрагменты золотой фольги, которой украшали одежду воина, остатки кожаного ремня, развалы сосудов, железные удила и другой сопроводительный инвентарь.

«Пока находки будут храниться в Барнаульском юридическом институте. После тщательного изучения, реконструкции и научной обработки они займут свое место в одном из государственных музеев», – добавляют в вузе.

Между тем, пресс-служба Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) сообщила, что на Алтае археологи нашли мумию младенца, который был похоронен, предположительно, более полутора тысяч лет назад.

Находку обнаружили в ходе аварийных исследований, проводившихся рядом с селом Курай Кош-Агачского района. На краю террасы, размываемой рекой Курайка, ученые обнаружили четыре кургана, относящихся к III-IV столетиям нашей эры.

Два погребения были взрослыми, а два - детскими. В одном из детских погребений ученые обнаружили частично мумифицированное тело младенца. Они отмечают, что это была не искусственная, а естественная мумификация.

В плотно закрытый каменный ящик, в котором был погребен младенец, не попала земля, и тело находилось в изолированной воздушной камере на протяжении более полутора тысяч лет. Благодаря этому частично сохранились высохшие мягкие ткани тела и фрагменты кожаной пеленки, в которую был завернут ребенок.

Благодаря хорошей сохранности тела, ученые рассчитывают получить генетические данные ребенка. Они также надеются, что анализ ДНК позволит изучить особенности миграционных процессов древних людей, а также выявить степень генетического родства с современными этническими группами Алтая и сопредельных районов Сибири и Центральной Азии.

Добавим, что, по некоторым данным, во времена существования на Алтае пазырыкской культуры (VI-III века до н. э.) многих умерших специально мумифицировали. Такой вывод можно сделать благодаря раскопкам так называемых "царских пазырыкских курганов" в Улаганском районе Республики Алтай и курганов на плато Укок. И если в силу разных обстоятельств мумии из курганов урочища Пазырык спасти не удалось, то мумии с плато Укок сохранились, и теперь одна из них находится в музее в Горно-Алтайске, другая - в Новосибирске.

Ученые установили, что мумии сохранились благодаря мерзлоте - вскоре после захоронения в склеп попала вода, которая замерзла и не таяла более 2 тыс. лет, вплоть до проведения раскопок

Отметим, в мае текущего года ученые Алтайского государственного университета заявили о проведении исследования на территории строительства газопровода "Алтай", чтобы выяснить, есть ли по пути следования магистрали памятники историко-культурного наследия.

Плато Укок - нетронутый уголок природы, расположенный в центральной и наименее доступной части Алтайских гор. На его территории расположен природный парк "Зона покоя плато Укок", входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Плато является сакральным местом для коренных народов Алтая, в одном из курганов в 1993 году была обнаружена хорошо сохранившаяся мумия женщины, которая ныне известна как "Алтайская принцесса".

Фото: Барнаульский юридический институт