Новосибирские ученые нашли следы трех древнейших землетрясений на Алтае

Барнаул
15:06 5 Апреля 2017
Автор: Sibnovosti.ru
Фотография © архив Sibnovosti.ru

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН и Новосибирского госуниверситета (НГУ) нашли на северной границе Чуйского хребта в Республике Алтай следы сразу трех мощных древних землетрясений, произошедших с интервалом 2-2,5 тыс. лет. Палеосейсмологи предлагают учесть это при строительстве газопровода "Сила Сибири-2", который должен пройти примерно в 1 км от этого места, сообщила пресс-служба НГУ.

«Мы обнаружили разломный уступ в Юго-Восточном Алтае, в зоне сочленения Курайского хребта и северо-западной части Чуйской впадины. Внешне он выглядит как протяженное поднятие: более 6 километров в длину и высотой от 0,5 до 8 метров. Большая высота уступа говорит нам о том, что он, вероятнее всего, мог сформироваться в результате нескольких сейсмических подвижек», — приводятся в сообщении слова одного из авторов исследования палеосейсмолога Евгения Деева.

Ученый отметил, что при исследовании уступа удалось выявить сейсмогенный разрыв, по которому произошла подвижка во время землетрясения. После оценки амплитуды смещения по разрыву удалось рассчитать магнитуду землетрясения, которая оказалась в диапазоне от 7,2 до 7,6. То есть интенсивность составляла 9–10 баллов. По данным радиоуглеродного анализа, землетрясение произошло 3400–3100 лет назад.

На одном из участков разломного уступа палеосейсмологи обнаружили ранее не известный археологический памятник: группу из 17 древних курганов. Интересно, что часть из них носила явные следы разрушений, полученных во время какого-то землетрясения. Археологи предположили, что курганы формировались во второй половине первого тысячелетия до нашей эры — первом тысячелетии нашей эры. Так как они были сооружены до второго землетрясения, ученые сделали выводы, что оно произошло менее двух тысячелетий назад. Изучая разлом под курганами, палеосейсмологи нашли следы третьего землетрясения.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале International Geology Review.

Статья заканчивается напоминанием, что выявленный сейсмогенный разломный уступ находится на расстоянии менее 1 км от планируемой трассы газопровода из России в КНР, и этот факт требуется учесть при прокладке газопровода.

«Современные сейсмологические наблюдения представляют эту территорию как слабосейсмичную, подобно тому, как это раньше было с южной (стороной Чуйской впадины). Однако, по крайней мере раз в 2-2,5 тыс. лет, здесь происходят сильные землетрясения с магнитудой от 7 и выше», — резюмировал Деев.

Новости Барнаула: СФУ поднялся в Национальном рейтинге университетов